Жизнь в эпоху геополитических (и, как следствие - экономических) перемен неизбежно вызывает изменения в оценках того, насколько важны те или иные экологические аспекты управления хозяйством/бизнесом и, соответственно, поведения людей в этих новых реалиях.
Резкие "сдвиги" мировой экономической системы, изменения "полярности" и введение "заградительных" пошлин на торговлю, реструктуризация национальных экономик и смена отраслевых приоритетов безусловно отодвигают куда-то на условный "второй план" ставшие менее актуальными экологические вопросы рационального и устойчивого планирования государственной экономики и ведения экологически-ответственного бизнеса. Происходящие параллельно изменения планетарного климата, ничего не знающего про перемены в мировой экономике, "подливают масла" в этот огонь и окончательно сбивают с толку планировщиков-макроэкономистов. При этом все понимают, что при современном уровне индустриализации и техногенного воздействия на окружающую среду проигнорировать темы отклика экосистем на агрессивные действия "хозяйствующего" человечества уже просто не получится.
Недавний (в январе 2025 г.) импульсивный указ о выходе из Парижского соглашения по климату страны с крупнейшей мировой экономикой стал мощным "сообщением" другим экономикам мира: "Рабочие места в нефтегазовой отрасли гораздо важнее, чем объемы выбросов загрязнений в атмосферу". Слава Богу, тот вал критики во всем мире, который последовал за этим решением, позволяет по-прежнему считать, что философия разумного (устойчивого), ответственного ведения хозяйства уже не модный тренд, но осознанная необходимость.
Двадцать лет назад, в отчете Финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде впервые появился термин ESG - экологическое (E), социальное (S) и корпоративное управление (G). Отчёт назывался "Выигрывает тот, кому не всё равно" (Who Cares Wins), а аббревиатура ESG очень скоро стала символом системы ценностей, обеспечивающей бизнесу его устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. В этом отчете также содержался и очень важный вывод о том, что компании, работающие в парадигме ESG, могут объективно увеличить свою акционерную стоимость за счет, например, правильного управления рисками. Более того, у такого бизнеса неизбежно укрепятся репутация и бренд, которые становятся всё более важными частями рыночной стоимости компаний.
Сегодня все ответственные бизнесы (компании и корпорации) формулируют оптимальную для себя ESG-стратегию для того, чтобы убедить рынок в отсутствии значимых рисков при долгосрочном инвестировании в них, а также рассказать клиентам, партнерам, своим сотрудникам и государству о вкладе компании в реализацию целей устойчивого развития.
В России давно сложилась хорошая практика подготовки компаниями ESG-отчётов и последующего независимого "ранжирования" компаний рейтинговыми агентствами на основе данных, приведенных в этих открытых отчётах. Компании-лидеры в своих отраслях экономики и сегодня крайне внимательно относятся к подготовке этой отчётности, как и к своему месту в ESG-рейтингах, составленных авторитетными аналитическими агентствами. Крупнейшие российские эмитенты в прошлом году начали публиковать свои ESG-показатели на Федеральных информационных ресурсах в соответствии с новыми рекомендациями Минэкономразвития, а один из главных финансовых институтов страны - Московская Биржа - выпускает отдельный Индекс (MOEX Russia ESG), который позволяет инвесторам выбирать акции компаний с высоким уровнем экологической и социальной ответственности.
Кстати, буквально недавно свой ESG-отчет за 2024 год опубликовала компания "Аэрофлот", переживающая отнюдь не самые простые времена в своей истории. Это - не реклама "национального перевозчика", просто отчёт довольно интересный, а нам был особенно важен тот его раздел, в котором говорилось об ответственном водопользовании и воздействии на водные объекты.
Может показаться, что в эко-рейтингах участвуют только "большие" компании, флагманы бизнеса. На самом деле всё совсем не так: ESG-отчёты и системы рейтингов сегодня уже перестали быть привилегией лишь крупных компаний. Рынок, в том числе и российский, уже не позволяет предпринимателям игнорировать важную тему устойчивого развития. Бизнесу уже не нужно объяснять почему лучше быть ответственным и прозрачным - декларация того, как твоя компания относится к принципам управления, своим сотрудникам и окружающей среде является лучшим способом продемонстрировать рынку прозрачность ведения дел, укрепив репутацию и доверие со стороны партнеров и клиентов, и сформировав положительный образ в глазах инвесторов. С другой стороны, регуляторы становятся всё более строгими, банки при рассмотрении вопросов о выделении кредита (даже при ныне действующей ключевой ставке) всё тщательнее анализируют профиль компании, а инвесторы становятся всё более требовательными. Очевидно, что прозрачные компании будут иметь лучшие условия финансирования, а опоздавшие рискуют попросту потерять интерес к себе со стороны партнеров и кредиторов. В принципе, никакой лирики, всё довольно прагматично...